В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Признаки дидактической игры
- Наличие игровой ситуации
- Наличие правил
- Наличие системы оценивания
- Наличие порядка действий или регламента.
- Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.
- Материал игры должен быть посилен для всех детей.
- Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
- Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность.
Структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача:
- игровые действия:
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
- правила игры:
- результат:
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Основные функции дидактических игр:
- функция формирования устойчивого интереса к учению;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока:
- Во время проверки домашнего задания
- Подготовительная работа к усвоению нового материала.
- Применение дидактических игр на этапах повторения и закрепления.
Например,
Цель: проверка домашнего задания
Цель: подготовительная работа к усвоению нового материала
Цель: обобщение изученного материала
Задание 1.
1. Познакомиться с теоретическим материалом.
2. Принять участие в составлении ментальной карты "Дидактические игры"
2. Принять участие в составлении ментальной карты "Дидактические игры"
2. Поделиться ссылками на дополнительный материал по данному вопросу или своим опытом использования дидактических игр в комментариях к странице.
3. Поставить отметку о выполнении задания в таблице продвижения, указав свой вклад в создание ментальной карты (название пункта, идеи и т.д.).
Я предлагаю одну ветвь сделать ВИДЫ дидактических игр, и разбить их на три типа: обучающие, контролирующие и обобщающие.
ОтветитьУдалитьКогда -то, очень давно, использовала игровые методики. Компьютеров тогда ещё не было, поэтому использовали и дидактические игры, и игры для отдыха, разминки, и, конечно ролевые игры...Составляла такой сборник "Игра: теория и практика", можно посмотреть на моём сайте http://ivanova-ga.ucoz.ru/load/moi_programmy_i_razrabotki/moi_metodicheskie_razrabotki_i_sborniki/igrovye_tekhnologii/17-1-0-58
ОтветитьУдалитьУважаемые участники. Я рада, что вы решили принять участие в мастер-классе. Некоторые из вас уже приступили в выполнению первого задания. Не забывайте ставить отметку о выполнении задания в таблице продвижения (укажите свой вклад в построение ментальной карты). Успехов вам
ОтветитьУдалитьПредлагаю разделить игры по характеру игровой методики: на игры с готовыми "жесткими" правилами и "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровой деятельности
ОтветитьУдалитьДидактические игры: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.
ОтветитьУдалитьИрина, вам необходимо принять участие в составлении ментальной карты. Именно в нее вы помещаете информацию.
Удалитьспасибо!приняла участие.
Удалить